21 января 2002

… А все-таки они молодцы, эти «Идущие вместе». Браво! Расшевелили болото. Разбудили сонное царство. А то как-то скучно стало. Некому народ потешить. Жириновский совсем как-то завял. Отмалчивается Василий Иванович Шандыбин. Не слышно, не видно Виктора Степановича Черномырдина. Страна на голодном юмористическом пайке. Пережевывает позавчерашние остроты. Хазанов в государственные деятели подался. Обсуждает с президентом в Кремле ход подготовки к 50-летию театра Эстрады. Жванецкий в себя приходит после истории с угоном его джипа. Шендерович «ИТОГО» закрыл. Устали люди.

И когда тоска зеленая окончательно уже начала охватывать общество, тут как тут, они. Эти. Ну, «Идущие вместе». Со своей акцией. Они ее даже еще не провели. Они ее только объявили. А какой сразу шум поднялся. Заскрипели обличительные перья. Зазвенели публицистические голоса. Не дадим! Не позволим! Руки прочь!..

А все из-за чего?.. Делов-то!.. Ну, нечем ребятам себя занять. Ну, решили они в массовом порядке обменять книги вредных, по их мнению, авторов на книги авторов полезных… Ну, объявили в числе вредных авторов Сорокина, Пелевина и почему-то Карла Маркса. А в полезные для начала попал Борис Васильев, которого издали, не помню каким тиражом, но чтобы всем досталось… Ну, дурью маются! И на здоровье!.. В конце концов их право… Я бы им еще от имени демократической, так сказать, общественности и благодарность выразил. Такую кость бросили. Ее еще можно недели две обгладывать.

Как прием классической журналисткой провокации, он безупречно сработал. Весь расчет был на то – схавают или не схавают. Промолчат или не промолчат. Не схавали. Не промолчали. Значит, общество еще не дозрело до того, чтобы сжигать книги на кострах, вроде тех, что полыхали в Германии в 1933-м году… Значит, общество еще как-то телепается, ершится, зубки изо всех сил показывает… Значит, не додавили еще окончательно… Рано еще… Ну, у «Идущих вместе» времени впереди навалом… Могут и подождать… Молодые ведь…

Жаль, конечно, что мы так и не узнали, кого еще хотели они записать во вредные авторы, а кого – в полезные. Остается лишь догадываться. Думаю, не ошибусь, если скажу, что среди полезных вполне мог бы оказаться Олег Блоцкий, написавший книгу о президенте Путине. Редко кому из писателей удается вот так счастливо обрести в литературе свою тему. Ну, а уж если обрел, держись, не теряй… Правда, это только со стороны может показаться, что дорога от замысла до воплощения была гладкой… На презентации своего труда автор признался журналистам, что не сразу получил высочайшее позволение… Были проблемы… Оказывается, президент высказывал опасение в своевременности книги и лишь после долгих уговоров согласился. Полотно, представленное на суд публики, столь грандиозно, что грозит превзойти все прочее, созданное в том же жанре, и даже до сих пор не забытую трилогию о жизненном пути Леонида Ильича Брежнева. Омрачает радость встречи с опусом то обстоятельство, что биограф добрался лишь до 1975-го года – времени, когда Владимир Владимирович поступил в КГБ. Впереди у Олега Блоцкого много работы. Что ж, Бог в помощь. Будем с нетерпением ждать.

Да, неисповедимы пути славы и признания. Вот как подумаешь о неблагодарности современников и потомков, так всякое желание пропадает и за перо-то браться. Из Франции пришло известие, что только сейчас в дни, когда отмечается 200-летие Александра Дюма, принято решение о переносе его праха в Пантеон, где покоятся лучшие люди страны. Двести лет идет спор о том, хороший писатель Дюма или плохой, вредный или полезный. Видно и там, во Франции, есть свои «Идущие вместе».

А в Испании так и вообще дискуссия между писателями дошла до самой настоящей драки. Причем драка произошла в прямом телевизионном эфире между критиком Мануэлем Гарсиа Валиньо и прозаиком Винсенте Молина Фойша. Один обвинил другого в том, что тот пишет плохо, а в ответ был назван фашистом. После чего критик получил удар кулаков в лицо, а ему ответили ударов в пах. Ведущему телепередачи еле-еле удалось разнять оппонентов.

Наблюдатели предсказывают невероятное повышение рейтинга телепередачи.