14 января 2002

“У кого в руках микрофон, тот прав”, – любил повторять мой дружок Володя Альбинин. Спился. Цирроз печени. Но я часто вспоминаю его слова.

И действительно, наткнешься иной раз на программу Владимира Познера и думаешь: дело говорит Владимир Владимирович.

Включишь Андрея Караулова – а ведь голова - мужик. Начнешь внимать речам Бориса Березовского – послушайте, толково излагает чувак.

А Сергей Доренко!.. Ведь, что ни слово, то в самую точку. А Владимир Вольфович Жириновский!.. А Валерия Ильинична Новодворская!

Люблю также послушать нашего премьер-министра Касьянова. Вчера слушал. Он про тарифы говорил. Ничего не понятно, но убедительно. Ну, я ничего и не должен был понимать. Мое дело маленькое. Те, кому надо, я, думаю, поняли. Главное – голос красивый, ровный такой. Наконец-то у нас есть премьер-министр, которого не стыдно людям показать. А то хоть паранджу надевай.

Именно такие руководители задают в стране совершенно иной, чем прежде, тон отношений. Не абы как бы что. А все строго, при галстуке, с подходцем, по научному. И даже совсем рядовым гражданам это не может не передаваться.

Вчера, к примеру, приходил мастер холодильник чинить. Чуть ли не в смокинге. Вежливый. Речь интеллигентная. Ему бы не холодильники чинить, а референтом где-нибудь работать. Прямо с порога:

- Где руки помыть можно?
Не мастер, а хирург Шумаков.
Помыл.
- Что с холодильником? – спрашивает.
- Не фурычит, - говорю.
- Вам, - говорит он, - диагностика или ремонт?
Я сначала даже не врубился.
- Что? что? - говорю.
- Ну, вам диагностика или ремонт.
- Помилуйте! - говорю. – Мне, чтоб значит, морозил. А то без заморозки продукты прокисать начинают. Мне зачем просто диагностика? Диагностика морозить не будет.

Душа человек – починил. И быстро так! Заменил какую-то маленькую, как от часов детальку. Но когда назвал сумму, я аж зашатался. 1750 рублей. За одну вот эту крохотулю, как от часов. В другие бы времена я бы такой базар поднял. А тут что-то меня удержало. Уж очень у него вид внушительный. Как у Касьянова. Все по научному. Мало ли что, - думаю. Неудобно, - думаю, - базар поднимать. Может эта деталь хоть и маленькая, но именно столько и стоит. Надо же, “вам диагностика или ремонт”.

Вообще все вокруг говорит в пользу того, что мы одной ногой, во всяком случае, стоим в семье цивилизованных народов. У нас все время выборы, на улицах световая реклама круглые сутки, банки, казино, сексуальные услуги, новые болезни, о которых раньше никто не слыхивал, телевидение, как американское, сплошные ток-шоу, а еще фитнес-классы, боулинги и еще многое другое.

Курс доллара мы слушаем, как раньше слушали погоду. Брать зонтик - не брать. Некоторые, не узнав курс доллара, на улицу не выходят.

И мода отправлять учиться детей за границу – в Англию или в Америку, постепенно сходит на нет. Зачем, когда здесь гораздо американестее, чем в самой американской Америке. И те, кто уехал много лет назад туда, спасаясь от “совка”, раскрыв рты смотрят на нас через океан. Оказывается, пока они там адаптировались да устраивались, вся Америка со всеми потрохами перебралась сюда. Прохлопали Америку. А Россия где?..

А отправилась погостить к родственникам в Тверскую область, куда-то в самую глубинку. Где не работает почта, не горит электричество, куда хлеб завозят раз в две недели, где удобства на улице, где не ведают цен на нефть и таких слов, как “экономическая составляющая”, и “этический императив”.

Уехала, а когда будет обратно, не сказала.